Что такое плавучесть и остойчивость?
Чтобы яхта передвигалась по воде с достаточной скоростью и безопасностью, она должна обладать известными мореходными качествами.
Главнейшими мореходными качествами всякого судна являются: плавучесть, остойчивость, быстроходность и поворотливость. Кроме того, спортивное парусное судно должно быть способным нести паруса.
Все эти качества должны сохраняться яхтой при всех условиях ее плавания, т. е. для швертботов — в условиях прибрежного морского плавания, для мореходных крейсеров — в условиях открытого моря и т. д.
Плавучесть — это способность судна держаться на воде. Плавучесть должна сохраняться при нагружении судна, его движении и преодолении волн. Всякое плавающее судно в спокойном состоянии находится на воде в равновесии под действием двух сил: силы веса судна, направленной вертикально вниз, и силы давления воды на подводную часть судна, направленной вертикально вверх. Сила давления воды на подводную часть корпуса называется силой плавучести. По закону Архимеда, сила плавучести равна весу воды, вытесненной судном. Вес воды, вытесненной судном, называется весовым водоизмещением судна, или просто водоизмещением. Отличают еще объемное водоизмещение, или объем воды, вытесненной судном. Весовое водоизмещение измеряют в тоннах (реже в килограммах), объемное — в кубических метрах. В пресной воде объемное водоизмещение равно весовому, так как кубический метр пресной воды весит одну тонну. Одно и то же судно с определенным весовым водоизмещением (всегда в точности равным весу судна) в разной воде может иметь разное объемное водоизмещение. В пресной воде объемное водоизмещение больше, чем в соленой, так как соленая вода тяжелее пресной и при равном весе занимает меньший объем. Поэтому суда сидят глубже в пресной воде и мельче — в соленой воде.
Если судно сидит так, что его расчетная ватерлиния не параллельна действительной в продольном направлении, то говорят, что судно имеет дифферент на нос или корму. Дифферент обычно является следствием неправильного расчета судна, или неправильного распределения грузов (команды) по длине судна, или, наконец, следствием затопления кормовых или носовых отсеков судна.
Продольной остойчивостью судна является способность судна противостоять дифференту и возвращаться в нормальное положение при прекращении действия дифферентующих сил.
Вследствие несимметричного относительно диаметральной плоскости судна расположения грузов или действия внешних сил (силы давления ветра на паруса и т. д.) судно может иметь крен.
Поперечной остойчивостью судна называется его способность противостоять крену и возвращаться в нормальное положение по прекращении действия кренящих сил.